Каретка для велосипеда — виды и типы, рекомендации
Каретка велосипеда является достаточно простым, но скрытным элементом. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в исправном состоянии и позволяет накручивать километр за километром. Но когда появляется непонятное похрустывание, пощелкивание и другие неприятные звуки, приходится искать причину их появления, дабы предотвратить серьезную поломку.
Велосипедная каретка вкручивается или запрессовывается в одноименный стакан рамы велосипеда. Она оснащена подшипниками, которые приводят в движение шатуны. Это весьма критический элемент велосипедной конструкции, поскольку он расположен близко к земле, из-за чего часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора. У кареток есть своя классификация, и сегодня мы расскажем более подробно об этом маленьком, но очень важном элементе велосипедной конструкции.
Составляющие велосипедной каретки
Традиционно она состоит из следующих компонентов:
Вал – представляет собой подвижную часть, вращающуюся внутри узла.
Подшипники находятся непосредственно внутри кареточного основания.
Стакан рамы – то место, где находится вся конструкция.
Фиксаторы крепления шатунов.
Виды кареток
Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:
Открытый. Данная разновидность открыта любому мусору, летящему из-под колес, поэтому все составляющие компоненты нуждаются в частом осмотре. А это – существенный минус. Что касается положительных качеств, то здесь можно отметить простоту обслуживания – с чисткой и разборкой справится даже неопытный мастер. Стандартный вид открытой каретки представлен валом, который вращается на подшипниках, установленных в чашках.
Закрытый. В этом случае каретка-картридж с подшипниками в корпусе монтируется непосредственно в раму. Чаще всего такой тип встречается в велосипедах среднего ценового сегмента, поскольку обладает наибольшей защитой от попадания грязи. Есть существенный недостаток – деталь при износе или поломке не подлежит ремонту, только замена. В таком механизме искривления подшипников попросту исключены, а работать с картриджем – одно удовольствие.
Интегрированный. В данном случае шатун со звездами соединен с валом в один сплошной элемент, который введен в чашку каретки. Такой тип также не подлежит ремонту, но отличается хорошими рабочими показателями и надежностью.
Насыпные или шариковые. Уже из названия понятно, что в конструкции есть шарики, которые катятся по чашке. Она, в свою очередь, может быть съемной или спрессованной в корпусе механизма. Как правило, это бюджетная сборка. Насыпной механизм регулируется конусной гайкой. Регулировать шарики следует с осторожностью, поскольку при сильном зажатии гайки колесо начнет хуже прокручиваться, что заметно ускорит износ втулки. Если зажать недостаточно сильно, образуется люфт.
Промышленные. Подшипники представлены неразборным узлом, состоящим из двух колец, между которыми находятся шарики. Механизм впрессовывается в посадочное место и заменяется по мере необходимости. Регулировать такие подшипники нельзя. Если механизм сильно загрязнен – только замена.
Как узнать, какая каретка стоит на велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому сложностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.
Размеры
Производители рам и деталей для велосипеда соблюдают определенные стандарты. Порой может возникнуть ситуация, когда вроде бы подходящая деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину каретки, нужно измерить этот же параметр у кареточного узла рамы. Выделяют несколько распространенных вариантов:
73 или 68 мм. Данное значение встречается практически на всех моделях МТБ. Каретку 73 мм можно поставить на 68-миллиметровую раму, если использовать три дополнительных кольца.
83 мм. Такой размер встречается чаще на велосипедах, предназначенных для экстремального катания. Данный параметр не совмещается с предыдущим размером.
100 и 120 мм. Малораспространенный тип, который применим для новых фэтбайков или велосипедов экстрим-класса.
Размер конструкции различается также и по длине вала. Поэтому для надежности следует измерить и этот параметр. Бывают 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.
Рекомендации по выбору каретки
Здесь есть только один принцип – правильно определить размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину каретки, нужно измерить этот же параметр кареточного узла на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям известных производителей.
И еще один момент – это подшипники. Насыпные – не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания к себе. Картриджные подшипники в этом плане гораздо лучше демонстрируют свои рабочие качества.
Как определить, какая каретка на велосипеде
Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание непосредственно самого кареточного узла.
Чтобы понять, какая каретка нужна для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:
стандарт шатунов;
тип резьбы;
ширина кареточного стакана;
длина вала.
ВАЖНО
Придется разобрать кареточный механизм, чтобы сделать правильные замеры. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в веломастерскую, где не только подскажут, какая каретка нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию байка.
Распространенные стандарты
Ввиду того, что существует несколько вариантов крепления шатунов с валом каретки, есть несколько распространенных стандартов:
Под клин. Состоит из оси с пазами, сквозь которые проходят клинья, вставляющиеся в шатуны. Каждый клин с одной стороны крепится на паз, а с другой – гайкой. Здесь также есть свои стандарты, которые не могут заменить друг друга. Причина в разном исполнении угла клина, несмотря на то, что внешне размер может казаться идентичным.
Под квадрат. Один из самых известных типов оси – SQR. Его отличает квадратное сечение конусообразных концов вала, на которые надеваются шатуны. Это весьма распространенный вариант среди бюджетных моделей велосипеда. Каретка имеет три стандарта, которые отличаются частичной взаимозаменяемостью – есть отличия в длине и углах конуса.
Octalink. Стандарт крепления представлен картриджной кареткой с круглым валом. У полой оси на концах есть 8 шлицов. Данная конструкция способна облегчить вес и увеличить прочность. Такой вариант адаптирован для систем Shimano.
Isis Drive. Шлицевой стандарт для большинства известных брендов. Такая каретка обусловливает надежное крепление и надежность.
Howitzer. Еще одна шлицевая конструкция, подшипники которой вынесены за основу непосредственно самой каретки – это позволило продлить срок службы механизма. Такая конструкция часто используется в комплектации велосипедов для экстремальных гонок.
Hollowtech II. Это продукция известного велосипедного бренда Shimano. Конструкция представлена сплошной системой каретки с шатунами. Ее разборку можно выполнять только с одной стороны байка. Компактный стандарт, который отличается повышенной жесткостью, незначительным весом и длительным сроком эксплуатации.
Giga X Pipe. Аналог Hollowtech II, но с одним нюансом – несовпадение шлицов.