Спуск с горы на велосипеде — пошаговая инструкция

Спуск с горы может стать захватывающим приключением и основой для крутого видео в личный блог. Но за эффектными прыжками и виртуозными поворотами стоит серьезная работа пилота, который многократно отрабатывал одни и те же движения, усердно изучал теорию и четко осознает, что происходит с его велосипедом во время спуска. В любом случае скоростной спуск на велосипеде с горы – это довольно опасное и непредсказуемое занятие, к которому нужно подходить максимально подготовленными и вооруженными. И начинать следует с теоретических основ.

Инструкция по спуску с горы на велосипеде

Слететь с горы на велосипеде и остаться невредимым, получив дозу адреналина, – это реальность. Более того, есть отдельная категория велосипедистов, которые не признают спокойного катания. Их дороги – это крутые склоны, испещренные корнями деревьев, рытвинами и ухабами. Поклонники даунхилла или трейлрайдинга не признают гладкого асфальта. Для них это всего лишь способ добраться до рельефной местности. А уже там, на горах и склонах они могут получить дозу адреналина и яркие эмоции.

Поклонников экстремальных видов велосипедного спорта немало. Ребята не просто катаются по горам, рискуя своим здоровьем, – спортсмены и увлеченные любители долго практикуются, оттачивают свои навыки и изучают прежде всего теоретические основы скоростных спусков с горы.

Чтобы съезд с холма был не просто захватывающим, а еще и безопасным, нужно:

ВАЖНО

Спускаясь с крутого склона по неровной дороге, нужно отработать навыки экстремального торможения, а также научиться занимать оптимальное положение на велосипеде. Рассмотрим основные моменты.

Правильная посадка

Во время обычной езды на велосипеде по ровной дороге работают абсолютно все мышцы. Велосипедист удерживает равновесие, параллельно вращая педали и оценивая ситуацию на дороге. Во время крутого спуска с горы мышцы начинают работать в усиленном режиме. Здесь важно уверенно держать руль, но не цепляться за него мертвой хваткой. При этом следует сохранять максимально расслабленными мышцы спины. Правильная посадка райдера включает 3 основных момента:

Спускаясь с крутого холма, нужно учитывать, что центр тяжести будет стремиться вперед. Поэтому тазовая часть райдера должна находиться на заднем крае седла, стремясь к заднему колесу. Если переднее колесо на спуске начало водить из стороны в сторону, следует немного сдвинуться вперед.

Корпус велосипедиста немного наклоняется вперед, при этом руки остаются в согнутом положении и спокойно лежат на руле. На прямом спуске ноги должны устойчиво располагаться на педалях параллельно земле, чтобы случайно не задеть стопой выступающие препятствия.

Ноги не следует зажимать и держать в напряжении. Суставы в этом случае будут выполнять роль амортизаторов на спуске при возможных прыжках и наездах на препятствие.

Работа тормозов

Функциональность тормозной системы следует проверять перед каждой поездкой. Особенно, если речь заходит об экстремальных видах катания. Есть мнение, что при скоростном спуске с горы не стоит задействовать передний тормоз, поскольку есть вероятность падения с байка. На самом деле во время спуска необходимо включать в работу как задний, так и передний тормоза.

Во время спуска с горы основная масса велосипедиста приходится как раз на переднее колесо. При блокировке только заднего полностью остановить велосипед не получится, поскольку его поверхность не контактирует с землей. Поэтому для торможения в этом случае целесообразней использовать именно передний тормоз. Задний нужен больше для коррекции движения.

Чтобы вовремя остановиться на спуске, придерживайтесь следующего плана действий:

Все эти манипуляции должны быть доведены до автоматизма. Поэтому стоит заранее потренироваться на более пологих спусках или даже ровной дороге, чтобы научиться правильно тормозить на велосипеде.

Во время торможения стоит прислушиваться к «мелодии» заднего и переднего колеса. Если слышится отчетливое шипение – колеса заблокированы, то есть, они не вращаются, а просто смещаются по грунту. В этом случае стоит немного ослабить тормоз.

Повороты на спуске с горы

Спускаться с ровной горы несложно, если научиться хорошо держать равновесие. Гораздо труднее управлять велосипедом на виражах. Здесь следует придерживаться такого плана действий:

Самое главное для велосипедиста – не концентрировать внимание на ближайших метрах, а смотреть на дорогу в перспективе, просчитывая любые ситуации. Если на пути возникает какая-либо преграда (камень или кочка, например), следует поворачивать голову по траектории, а не рассматривать потенциальную угрозу. В этом случае все движения райдера будут уверенными, а спуск с горы – безопасным.

Три типа сложного склона

Как мы уже говорили, есть прямые спуски, а есть ухабистые и с поворотами. Всего различают три типа склонов в зависимости от их сложности. Рассмотрим каждый более подробно.

Спуск на маунтинбайке с горы с легким уклоном

Согнуть локти и колени, но не напрягать их. Немного сдвинуть центр тяжести к заднему колесу и сфокусировать свой взгляд на ближайших 3–5 метрах впереди себя. Во время торможения задействовать передний и задний тормоза.

Спуск на байке с горы с крутым уклоном

И снова сгибаем локти и колени, но не зажимаем конечности. Спускаем таз практически к заднему колесу. Взгляд должен быть направлен исключительно вперед, но дальше, чем на 5 метров, чтобы вовремя заметить внезапно появившееся на дороге дерево. Стараемся двигаться на максимально низкой скорости, чтобы сохранить равновесие. Задействовать нужно оба тормоза. Если колесо начинает проскальзывать, немного отпустить тормоз и продолжать движение.

Скоростной спуск

Центр тяжести необходимо сместить к каретке. Руки согнуть в локтях, а ноги – в коленях. Конечности должны уверенно располагаться на своих местах, но при этом оставаться расслабленными. Взгляд фокусируется на ближайших 4–6 метрах впереди себя. По возможности следует охватывать глазами чуть большую площадь, опять-таки, чтобы заметить внезапно появившееся на дороге препятствие. Съезжая на высокой скорости с горы, нужно тормозить плавно, но четко.

Рекомендации

Начинающим любителям экстремального катания необходимо сначала изучить теорию спуска с крутой горы, после чего отработать свои навыки на ровной поверхности или холмах с пологим спуском. Учитывайте, что на вашем пути могут возникнуть самые разные препятствия, необязательно камень или кочка – это могут быть и яма или поваленное дерево. Если вовремя не заметить такую преграду, можно не только повредить велосипед, но и самому на пару недель запаковаться в гипс. Кстати, всегда возите с собой ремкомплект для велосипеда, чтобы иметь возможность подлатать шину в случае прокола. Либо, как более продвинутый вариант, ставьте на свой велосипед антипрокольные покрышки.

Опытные райдеры дают следующие рекомендации:

ВАЖНО

И еще одно правило, которое нужно учесть, – трезво оценивайте свои возможности. Если не уверены в своих силах, лучше преодолеть крутой спуск, спешившись с велосипеда. Если ваши навыки оставляют желать лучшего, тренируйтесь на более спокойных трассах. Оптимальная длина пологого спуска – 10 метров. В конце должна быть обязательно ровная площадка для эффективного и безопасного торможения.