Škoda Rapid — это автомобили чешского производителя Škoda Auto. Ранее такое название носили модели компании, дебютировавшие в 1935ruen и 1984 годах. В настоящее время имя Rapid используется для трёх отдельных семейств: 5-дверный лифтбек присутствует только на рынке России (до 2019 года лифтбек и хэтчбек (Rapid Spaceback) были представлены в большинстве стран Европы), 4-дверный седан и хэтчбек (Rapid Spaceback) на той же платформе Volkswagen Group New A05+ (PQ25)?! — производятся и продаются исключительно в Китае, а 4-дверный седан, базирующийся на другой версии платформы?! концерна Volkswagen — известен только на индийском рынке.
Предвестники модели были представлены в виде концепт-каров Vision Drucs и MissionLrucs, на Женевском автослоне-2011 и Франкфуртском автосалоне-2011, соответственно. В апреле 2012 года на Пекинском автосалоне, был показан предсерийный прототип лифтбека, а его окончательная серийная версия продемонстрирована в сентябре 2012 года на Парижском автосалоне. Перед запуском модели в серию головной завод Škoda Auto в Млада-Болеславе прошёл модернизацию, после расширения заводских цехов производственная линия выросла почти на треть. Продажи начались в конце 2012 года в Европе, в 2013 году в Китае, в 2014 году в России. На Франкфуртском автосалоне 2013 года состоялась премьера хэтчбека, с укороченной длиной кузова, получившего название Rapid Spaceback.
В модельном ряду Škoda семейство занимает место между Fabia и Octavia, в момент своего дебюта Rapid фактически заменил на ряде рынков модель Octavia Tour, выпуск которой был прекращен в 2011 году. С 2019 года преемником модели Rapid в Западной Европе стала Škoda Scala. В то же время, на рынках России и Китая продолжит присутствие модернизированная версия модели Rapid, пользующаяся высоким спросом (самая популярная Škoda в РФ, входящая в топ-15 самых продаваемых моделей в стране).
В РОССИИ
На рынке Российской Федерации всегда были представлены Škoda Rapid только местной сборки и исключительно с кузовом лифтбек. Производство полного цикла началось на заводе Volkswagen Group в технопарке «Грабцево» (город Калуга) 28 февраля 2014 года. На заводе проходят процессы сварки, двойной грунтовки, покраски, антикоррозийной обработки горячим воском (по фирменной технологии концерна Volkswagen, которая позволяет давать гарантию 12 лет от сквозной коррозии), устанавливаются двигатель, коробка передач, другие узлы и агрегаты, вклеиваются стекла, монтируются детали интерьера, навесные кузовные панели.
Модель для рынка РФ всегда оснащалась только бензиновыми двигателями. Первоначально это были атмосферные 1,2 MPI (75 л. с., с 5-ступенчатой МКПП) и 1,6 MPI (105 л. с., с 5-ступенчатой МКПП или 6-ступенчатой АКПП), плюс турбированный 1,4 TSI (122 л. с., с 7-ступенчатой роботизированной DSG). В 2015 году гамма двигателей обновилась. 1,2 MPI перестал использоваться, вместо моторов серии EA111ruen (1,6-литрового MPI (105 л.с.) и 1,4-литрового TSI (122 л.с.)) под капотом разместились силовые агрегаты серии EA211ruen (1,6-литровые MPI (90 и 110 л.с.) и 1,4-литровый TSI (125 л.с.)), которые стали отвечать экологическому стандарту Евро-5 вместо Евро-4. В сентябре 2015-го производство 1,6-литровых двигателей EA211ruen было налажено в России, на калужском заводе Volkswagen Group Rus, ими стали оснащать широкую гамму моделей концерна Volkswagen AG, включая «Рапиды» российского производства. В стандартную комплектацию всех российских комплектаций Rapid вошла система поддержания курсовой устойчивости (ESС). Список опционального оборудования дополнили ассистент стабилизации прицепа (TSA, как расширение функционала ESС) и система предотвращения повторных столкновений после аварии (MCB), датчик усталости водителя, подающий предупреждающий звуковой сигнал в случае распознавания признаков утомления, светодиодные дневные ходовые огни, система бесключевого доступа и запуска двигателя KESSY, новые мультимедийные системы. Летом 2017 года завод в Калуге перешёл на выпуск рестайлинговой версии. Все машины получили систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». По-прежнему, особенностью российских версий являлась подвеска с увеличенным на 10 мм дорожным просветом, по сравнению с европейской, а заводская гарантия увеличилась до трёх лет.
Рестайлинг европейской версии 2020 модельного года и вовсе был проведён фактически специально для рынка России. В связи с тем, что в Западной Европе на смену «Рапиду» пришёл более дорогой хэтчбек Škoda Scala, базирующийся на платформе Volkswagen Group MQB, а для российского рынка больший интерес представляет существенно модернизированная версия лифтбека Rapid, как имеющий более привлекательное ценовое позиционирование и внешне похожий на седан, более популярный тип кузова в России, чем хэтчбек. Не случайно Rapid является самой популярной Škoda в стране, и входит в топ-15 самых продаваемых моделей на рынке. Производство продолжилось на заводе в Калуге, с сохранением линейки силовых агрегатов серии EA211ruen: турбомотор 1.4 TSI (125 л.с.) в связке исключительно с 7-ступенчатой роботизированной КПП DSG, плюс два атмосферных мотора 1.6 MPI калужского производства, мощностью 90 л.с. (только в паре с 5-ступенчатой МКПП) и 110 л.с. (сочетаемый с 5-ступенчатой МКПП, либо 6-ступенчатым гидромеханическим автоматом Aisin японского производства). Приём заказов начался в марте 2020 года.
По мере развития производства российский Rapid стал получать новые версии и обзаводиться опциями, которые ранее не были доступны в стране. Так в течение 2020 года модель получила: систему мониторинга дистанции перед машиной, умеющую автоматически тормозить при риске столкновения, датчик усталости водителя, виртуальную комбинацию приборов с четырьмя вариантами отображения. В 2021 году впервые появилась версия Sport Edition, включающая различные внешние акценты снаружи (накладки на порогах, решётка радиатора, наружные зеркала и шильдики чёрного цвета, двухцветные 16-дюймовые легкосплавные диски) и внутри (сидения с красной прострочкой, чёрный потолок, руль с усеченным ободом, металлические накладки на педали).
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИСИИ
Название | Период выпуска | Код двигателя | Объём, тип, количество клапанов, особенности | Мощность при об/мин | Крутящий момент при об/мин | Число передач и тип КПП | Макс.скорость | Разгон 0–100 км/ч [сек] | Средний расход топлива [л/100 км] | Выбросы CO2 [г/км] |
1.0 TSI 70 кВт | 2017–2019 | – | 999 см3, I3, 12V DOHC | 70 кВт (95 л.с.) при 5500 | 160 Н*м при 3500 | 5-ступенчатая МКПП, 7-ступенчатая DSG | 187 км/ч | 11 | 6 | 134 |
1.0 TSI 81 кВт | 2017–2019 | – | 999 см3, I3, 12V DOHC | 81 кВт (110 л.с.) при 5600 об/мин | 200 Н*м при 3500 об/мин | 6-ступенчатая МКПП | 200 км/ч | 10 | 6 | 134 |
1.2 MPI 55 кВт | 2012–2015 | CGPC (EA111) | 1198 см3, I3, 12V DOHC | 55 кВт (75 л.с.) при 5400 об/мин | 112 Н*м при 3750 об/мин | 5-ступенчатая МКПП (MQ200) | 175 км/ч | 14 | 6 | 134 |
1.2 TSI 63 кВт | 2012–2015 | CBZA (EA111) | 1197 см3, I4, 8V SOHC, турбонаддув | 63 кВт (86 л.с.) при 4800 об/мин | 160 Н*м при 1500-3500 об/мин | 5-ступенчатая МКПП (MQ200) | 183 км/ч | 12 | 5 | 119 |
1.2 TSI 66 кВт | 2015–2019 | CJZC (EA211) | 1197 см3, I4, 16V DOHC, турбонаддув | 66 кВт (90 л.с.p) при 4400 об/мин | 160 Н*м при 1400-3500 об/мин | 5-ступенчатая МКПП (MQ200) | 186 км/ч | 11 | 5 | 107 |
1.2 TSI 77 кВт | 2012–2015 | CBZB (EA111) | 1197 см3, I4, 8V SOHC, турбонаддув | 77 кВт (105 л.с.) при 5000 об/мин | 175 Н*м при 1550-4100 | 6-ступенчатая МКПП (MQ200) | 195 км/ч | 10 | 5 | 125 |
1.2 TSI 81 кВт | 2015 – 2019 | CJZD (EA211) | 1197 см3, I4, 16V DOHC, турбонаддув | 81 кВт (110 л.с.) при 4600 об/мин | 175 Н*м при 1400-4000 | 6-ступенчатая МКПП (MQ200) | 200 км/ч | 10 | 5 | 110 |
1.4 TSI 90 кВт | 2012–2015 | CAXA (EA111) | 1390 см3, I4, 16V DOHC, турбонаддув | 90 кВт (122 л.с.) при 5000 об/мин | 200 Н*м при 1500-4000 | 7-ступенчатая DSG (DQ200) | 206 км/ч | 10 | 6 | 134 |
1.4 TSI 92 кВт | 2015 – настояще | CZEA (EA211) | 1390 см3, I4, 16V DOHC, турбонаддув | 92 кВт (125 л.с.) при 5000 об/мин | 200 Н*м при 1400-4000 | 7-ступенчатая DSG (DQ200) | 208 км/ч | 9 | 5 | 114 |
1.6 MPI 77 кВт | 2014–2015 | CFNA (EA111) | 1598 см3, I4, 16V DOHC | 77 кВт (105 л.с.) при 5600 | 153 Н*м при 3800 | 5-ступенчатая МКПП (MQ200) | 193 км/ч | 11 | 6 | 114 |
1.7 MPI 66 кВт | 2015 – настояще | CWVB (EA211) | 1598 см3, I4, 16V DOHC | 66 кВт (90 л.с.) при 4200 | 155 Н*м при 3200-3800 | 5-ступенчатая МКПП (MQ200) | 185 км/ч | 11 | 6 | 109 |
1.7 MPI 77 кВт | 2014–2015 | CFNA (EA111) | 1598 см3, I4, 16V DOHC | 77 кВт (105 л.с.) при 5600 | 153 Н*м при 3800 | 6-ступенчатая АКПП (AQ160) | 192 км/ч | 12 | 8 | 109 |