| 1. Lada Granta Самая бюджетная модель российского рынка без февральского потрясения вряд ли бы оказалась на вершине. По данным АЕБ (а они в январе и феврале 2022-го еще были вполне репрезентативны), Granta к началу марта занимала только четвертое место, уступая Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Vesta. Российский покупатель небогат, но даже в В-классе предпочитает машины подороже.
А в новой реальности Гранте не нашлось конкурентов. Во-первых, теперь это единственная новая легковушка дешевле миллиона рублей. Во-вторых, бюджетная Lada стала первой машиной, производство которой удалось возобновить после дружной остановки всех российских автозаводов. Собственно, только ее предлагали стабильно, без дефицитной суеты. |
| Сейчас Lada Granta выпускается только с 8-клапанным мотором и механикой. Ей сумели вернуть подушки безопасности и систему ЭРА-ГЛОНАСС. До возвращения ABS и ESP еще несколько месяцев. А вот опции комфорта доступны почти в полном объеме. Базовая цена за «голую» комплектацию – 678 300 рублей.
|
| 2. Lada Vesta Второе место после лидерства в 2021 году. Казалось бы – неплохой результат. Однако продажи просели почти вчетверо. В отличие от Гранты, насыщенную импортными компонентами Весту АвтоВАЗ перезапустить не смог и почти на год остался без бестселлера. Возобновление производства если и состоится, как было обещано, в марте, то в «гомеопатических» дозах. Поэтому вернуть утраченную «золотую» позицию флагману отечественного автопрома долго не светит. |
| Всё, что смог сделать автогигант, это собрать из набравшихся деталей около тысячи рестайлинговых Lada Vesta. Дилеры, воспользовавшись эксклюзивностью, не стеснялись просить за них по 2-2,5 млн рублей. Сколько теперь стоит Vesta – неважно. Тираж полностью распродан, в наличии можно при большой удаче найти единичные экземпляры. По имеющейся у нас информации, модель начнут собирать с упрощенных версий, с 8-клапанным мотором на 90 сил, которого в 2015-2022 годах у Весты никогда не было. Но в том, что весь предложенный на продажу тираж быстро будет расходиться, сомневаться не приходится. |
| 3. Kia Rio Самая популярная иномарка России в 2022 году титул не потеряла, но по факту Rio оказался в том же положении, что и Vesta: встало и производство, и поставки. Поэтому и масштаб рыночного падения сопоставимый. Сохранить высокие позиции помогли внушительные складские запасы: всё-таки бестселлер выпускали огромными объемами.
Корейцы официально не прекращали работу на нашем рынке. Однако сборка машин вряд ли возобновится. В сертификат одобрения продукции (ОТТС) добавлены модели корейской сборки, за исключением Rio – такой машины просто нет в Корее. Остальные модели в теории могут начать везти, если посчитают возможным. Но вот только вероятность этого, мягко говоря, невысокая.
|
| 4. Niva Travel Бывшая «Шнива» потеряла четверть покупателей. Она оказалась третьей по счету моделью, производство которой сумели восстановить в Тольятти. Ее большая популярность, нежели у Нивы Legend, объяснима: пятидверка современнее, просторнее, лучше оснащена и более комфортабельна.
Текущая особенность машины в том, что подушки безопасности ей так пока и не вернули. Равно как и ABS, разумеется. Зато в полном объеме присутствуют опции комфорта, и прежде бывшие у внедорожника: обогревы передних сидений и ветрового стекла, кондиционер, усилитель руля, оффроуд-пакет со шноркелем. Недавно в гамму вернули штатную медиасистему (весьма ограниченную по функционалу) и комплектацию BLACK с черным декором. |
| 5. CHERY TIGGO 7/7 PRO/7 PRO MAX Тот самый конкурент «Шнивы», покушающийся на ее четвертое место и по совместительству самый востребованный из китайских автомобилей на российском рынке. Совсем немного «семерке» не хватило, чтобы отобрать его уже в минувшем году. Модели, надо сказать, доверяют. Понятно, что выбор у тех, кому обязательно нужна машина из официальных поставок (лизинг, гарантия и т.п.), невелик. Но Tiggo 7 Pro весьма активно распространился по паркам каршеринговых компаний и такси. И они вроде пока не жалуются, хотя эксплуатация там отнюдь не щадящая. |
| Фактически одна строка объединила в себе две разные машины: Tiggo 7 и Tiggo 7 Pro – это, соответственно, старое и новое поколение среднеразмерного кроссовера Chery. Продажи новой версии Tiggo 7 Pro Max формально стартовали только с января этого года. Однако в декабрьскую статистику успели войти 134 поставленных на учет кроссовера. Вероятно, пришедшие заранее дилерам и в корпоративный парк.
«Семерка» оснащается 147-сильным турбомотором 1,5 л, вариатором и передним приводом. Фактически она стала у нас заменой бестселлерам Kia Sportage, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Правда, только в базовых их версиях. Ни двигателей помощнее, ни коробок попрестижнее, ни полного привода «китаец» пока не предлагает. Но последний уже обещан, а с ним может прийти и другой силовой агрегат: в арсенале Chery их выбор немал. |
| 6. Hyundai Solaris Картина с продажами Hyundai Solaris пока идентична раскладу по Kia Rio, однако будущее на российском рынке, вполне вероятно, у моделей разное. Падение продаж у братьев по концерну почти не отличается. И то, что Solaris в списке популярности стоит ниже, неудивительно: все последние годы он продавался хуже клона Rio с более молодежным дизайном. Локальная сборка Соляриса тоже свернута. Тем не менее мы бы дали Hyundai больше шансов на возрождение на нашем рынке.
Во-первых, удержаться в топе может помочь «серый» импорт. Да, формально это будет уже не Solaris: на других рынках седан называется Verna или Accent, но какая разница? Во-вторых, Solaris производится в соседнем Казахстане. И кузова для завода в соседней стране по-прежнему сваривают в России, под Питером. |
| В-третьих, Solaris выглядит перспективным для выживания в связи с грядущей сменой поколений. Тизеры нового Hyundai Verna курсируют по сети, а мы уже представили рендер будущей серийной новинки, премьера которой ожидается буквально на днях .
Новый Solaris адресован в первую очередь для Индии, но позже наверняка распространится по другим регионам. Весьма неожиданно бюджетный седан перенял космический дизайн передка в стиле минивэна Staria и будет смотреться прямо-таки футуристично. Такую новинку грех не предложить и скучающим по яркости россиянам. Конечно, накрутив пару сотен тысяч сверху за эффект неожиданности. |
| 7. Hyundai Creta С момента появления эта модель захватила лидерство и в своем сегменте кроссоверов В-класса, и среди всех внедорожников рынка. В прошлом году выше нее в статистике за год стояли только Granta, Vesta и Kia Rio.
Паркетнику и без потрясений прошлого года прочили снижение продаж. Уж больно неоднозначной вышла внешность после обновления. С салоном создатели машины экспериментировать не стали, а вот, рисуя оптику, дали себе волю. Кроме того, дилеры особенно жадно накручивали рекомендованные цены своими «допами». Наценка доходила до полумиллиона рублей и более.
Не исключаем, что в статистику за 2022 год успели попасть несколько «серых» Hyundai Creta. Тут вот какая штука: на некоторых рынках второе поколение кроссовера выглядит не столь странно, как у нас. Автомобилю сделали переднюю часть в духе среднеразмерного Hyundai Tucson. С ней действительно симпатичнее. Поэтому неофициально ввезенные экземпляры выделяются визуально, и в продаже они появились еще в конце 2022-го. |
| 8. Haval Jolion Колоссальный рост (самый крупный в десятке лидеров) объясняется просто. Jolion только в середине 2021 года появился на рынке, и тут сыграл эффект низкой базы. Впрочем, машина популярна заслуженно. Она стильно выглядит, очень неплохо оснащена даже в базовой комплектации, а в топовых версиях ее можно назвать богатой по меркам В-класса. На втором ряду очень просторно, что наверняка оценят пассажиры такси, где компактный Haval стал популярен.
Jolion интересен тем, что единственным из «китайцев» того же сегмента предлагает полный привод. И это результат колоссальной работы. Дело в том, что AWD-версии в родном Китае нет, ее сделали специально для нас. Более того, двигатель 1,5 турбо у нее тоже свой. Моторы моно- и полноприводных кроссоверов, на первый взгляд, отличаются только мощностью: 143 и 150 л.с. соответственно. Однако при одинаковом рабочем объеме у них разные индексы. |